Акмолинская область
Аршалинский район
п. Жибек жолы
ГККП ясли-сад «Бобек»
Воспитатель: Асаубаева С.К.
Открытое опытно-экспериментальное
занятие по экологии:
«Вода и ее свойства»
в старшей группе «Құлпынай»
Конспект позновательно-исследовательской деятельности на тему:
«Вода и ее свойсва»
Форма обучения: Нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности детей.
Образовательные: Уточнить, обобщить и расширить знания детей о воде, ее свойствах, роли в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды.
Развивающие: Развивать навыки проведения лобараторных опытов, способствовать развитию речи, мышления, любознательности, наблюдательности. Активизировать и пополнять словарный запас детей
Воспитательные: Создать условия для воспитания бережного отношения к воде, как основному водному ресурсу: Способствовать воспитанию умения работать в группе, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту.
Оборудование и материалы: проектор, со слайды , стеклянные стаканы, пробирки, колба, воздушный шарик, эссенция с запахом барбариса. Молоко , бусинки , драже «Скитлз», два контейнера, листья капусты пекинской, пищевой краситель, стружки мыла, жидкость для мытья посуды, кольцо с ручкой для пускания мыльных пузырей, специальный фитиль для нагрева, изображение- «капелька воды», одна плоская стеклянная тарелка стекла. Медицинские шапочки и накидки.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними.
Дети здороваются.
Воспитатель: А теперь создадим круг радости
Доброе утро-солнцу и птицам!
Доброе утро-приветливым лицам!
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мне друг
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Воспитатель:Ребята? Посмотрите на экран ( на экране слайд с картинками)- океан, река, водопад, ручей, лужа,вода льющаяся из крана. Скажите мне пожалуйста, что общего в этих картинках?
Дети: Вода!
Воспитатель: Правильно вода
Наш земной шар, наша планета 70% состоит из воды (идет показ слайда земного шара), видите, вот это наш земной шар, зеленым что обозначено?
Дети: Растения, трава, деревья.
Воспитатель: Да это растительность, а голубым?
Дети: Это вода- океаны, море, реки.
Воспитатель: А кому нужна вода?
Дети: Людям, животным, птицам, рыбам и растениям.
Людям зачем? Животным? Птицам? Растениям?
Дети отвечают
Раздается звук африканских барабанов. В зал входит танцуя «Аборигенка» в руках держит снег.
Воспитатель: Ты кто? Откуда?
Аборигенка: Я Моана, приехала из Африки. У нас там жарко. А у вас холодно и вот это лежит на земле (показывает снег) он такой холодный.
Дети по очереди прикасаются к снегу
Аборигенка: Ой , смотрите, она превращается в воду.
Воспитатель: Да это вода она выпала на землю, в виде снега, у воды очень много свойств. Хочешь наши ребята расскажут о свойствах воды и покажут опыты.
Моана: Конечно хочу! Я посмотрю и все потом раскажу африканским детям.
Воспитатель: Хорошо, тогда мы сейчас отправимся в научно-исследовательский институт, в лабораторию.
Моана: А что такое лаборотория?
Воспитатель: Лаборатория -это место, где делают опыты, исследуют что-либо. Сейчас мы сядем в автобус и поедим в институт.
Дети садятся на стульчики и поют «Песенку о науке».
Воспитатель: Вот мы и приехали, но ребята прежде чем зайти в лабораторию, нам надо одеть на себя специальную одежду, шапочку, накидку и запомнить правила поведения в лаборатории:
Правило номер №1: ничего непробовать на вкус!
Правило номер№ 2: быть внимательным и аккуратным!
Правило номер №3: В лаборатории нельзя прыгать и громко разговаривать.
Итак проходите за столы
Воспитатель: Опыт номер№ 1: –(вода жидкость)
Тамерлан: Возьмем стакан с водой и перевернем его в другой стакан. Вода течет, льется. Если бы это было не так, она не смогла бы течь в реках, озерах и кранах. Вывод: Вода-жидкость, она течет
Воспитатель: Опыт номер №2: - вода не имеет запаха.
Семен: вот вода в стакане, я ее нюхаю и нечувствую запаха (ПРЕДЛАГАЕТ ДРУГИМ ДЕТЯМ ПОНЮХАТЬ) А сейчас я капну туда барбарисовую эссенцию. Теперь вода имеет запах барбариса.
Вывод:Вода не имеет запаха
Воспитатель: Опыт номер №3- вода не имеет формы.
Даша: Вот перед вами вода в пробирке. Сейчас я перелью воду из пробирки в колбу. Вода принила форму колбы. Мы нальем воду в шарик и завяжем шарик. Теперь мы можем придать воде любую форму.
Вывод: Вода не имеет формы. Она принемает форму того предмета в который ее наливают.
Воспитатель: Молодцы, ребята! А сейчас я предлагаю вам встать и представить, что мы с вами находимся на берегу реки. (звучит шум воды)
Физминутка:
Тихо плещется вода
Мы плывем по тихой речке( плавательные движения руками)
В небе тучки, как овечки
Разбежались кто-куда (потягивание руки вверх и в стороны)
Мы из речки вылезаем
Чтоб обсохнуть, погуляем (ходьба на месте)
А теперь глубокий вдох
И садимся на песок (дети садятся)
Воспитатель: Мы продолжаем ставить опыты и расказывать о свойствах воды
Опыт номер №4 -вода не имеет цвета. Расказывает Нурбиби
Нурбиби: Вот перед вами стакан с водой, другой с молоком. Через стакан с водой я, вас ребята, всех вижу, а через стакан с молоком уже нет.. Сейчас в оба стакана я положу по одной ракушке. В стакане с водой видна ракушка, в молоке нет..
Вывод: Вода безцветная , прозрачная
Воспитатель: Следующий опыт проведет Аделя Саржанова, это будет опыт номер пять. Вода растворяет вещества
Аделя С.: Вот передо мною большая плоская тарелка, туда кружочком выложила конфеты-драже «Скитлз». Сейчас возьму стакан воды и тихонько налью в тарелку воды.(наливает). Вода становится радужной-это растворяется драже. Если подержать дольше, то не только сойдет цвет конфет, но и сами драже тоже растворятся в воде.
Вывод: Вода растворяет вещества.
Опы номер №7- Вода при низкой температуре превращается в лед (показывает Яна
Яна: Если налить воду в специальный контейнер и поставить в холодильную камеру, то спустя время вода замерзнет и превратится в ледяные кубики
Воспитатель: Да ребята в северном полюсе, где вечная мерзлота, стоят глыбы льда, иногда они отрываются и плавают по океану, мешая кораблям-это айзберг ( на экране появляются картины льдяных глыб и айсбергов.
Вывод: При низкой температуре вода превращается в лед.
Воспитатель: Следующий опыт номер №8.
Вода при нагревании превращается в пар. Покажу этот опыт я сама.
Возьмем специальный стеклянный сосуд с фитилем и подожжем ее . Над огнем поставим лабораторный стакан с водой. Смотрите при нагревании вода стала испарятся и превращаться в пар. Обычно мамы дома кипитят чайник для чая и вы не раз видели, что при нагревании из носика чайника идет пар. А теперь поставим над паром стекло, смотрите на стекле появились капельки воды, это пар превращается обратно в воду. В природе и происходит вот такой круговорот воды. Когда свет и солнце,то вода испаряется из земли, рек, озер и поднимается в небо, а оттуда обратно льется вниз на землю в виде дождя. Вода превращается в пар, в дождь.
Вывод: Вода превращается в пар при нагревании.
Воспитатель: Мы в начале нашего занятия говорили, что вода необходима всему животному в том числе и растениям. Докажет и покажет нам это Аделя Ахметова на своем опыте
Опыт номер №9- Вода питает растения
Аделя А: Возьмем 4 стакана и в каждую положим пищевой краситель разных цветов. Затем туда поместим листья пекинской капусты. Через некоторое время лист капусты окрасится в соответствующий цвет
Вывод: Вода питает растения
Воспитатель: А сейчас ребята я поставлю последний опыт, опыт номер №10
Изготовление мыльных пузырей
Если мы в воду добавим стружки мыла, какой станет вода?
Дети: Мыльной!
Воспитатель: А еще туда добавим специальное средство для мытья посуды. Что мне теперь делаеть с этой водой?
Дети: Пускать мыльные пузыри!
Воспитатель наливает на поднос готовый раствори выдувает большим кольцом пузыри.
Как красиво посмотрите
Мы пускаем пузыри
Мыльные цветные
Нами надувные
Нет забавнее игры
Для веселой детворы
Пузыри пускают щеки надувают
Воспитатель: Мы все это заберем к себе в детский сада. Вам ребята понравилось делать опыты?
Дети: Да!
Моана: Мне тоже, я многое узнала о воде
Воспитатель: А теперь мы возвращаемся в садик
Дети садятся в автобус и под музыку возвращаются в детский сад
Моана: Ребята так не хочется уходить, но мне пора возвращаться домой, я очень много узнала о воде и этими знаниями поделюсь со своими друзьями. До свидания!
Она уходит
Воспитатель: Ребята а сейчас встаньте в круг, я буду передавать вот эту капельку воды, а вы раскажите какие вы делали опыты.
Дети передают по кругу капелькуи расказывают о проведенных опытах с водой
Воспитатель: Вы, ребята молодцы!
На этом наше занятие окончено.Спасибо! До свидания!