Акмолинская область
Аршалынский район
п. Жибек жолы
ГККП ясли-сад «Бобек»
Психолог
Сатаева Лола Яшаевна
Открытое занятие по психологии для детей старшего дошкольного возраста.
Тема: « Я тебя больше не боюсь!»
Цель: Актуализация детских страхов, знакомство со способами преодоления их. Психотерапевтическая помощь боязливым и неуверенным в себе детям.
Задачи:
Уточнить представления детей об эмоции страха.
Способствовать повышению самооценки детей, уверенности в своих
силах.
Формировать навык "самопомощи" у детей в трудных ситуациях.
Учить детей выражать чувство страха на рисунке.
Развивать в ребенке такие черты характера, как смелость, решительность, уверенность в себе.
Ожидаемый результат: снижение уровня тревожности, страхов, повышение самооценки и уверенности в себе у детей старшего дошкольного возраста.
Оборудование и материалы: Бумаги А4,разноцветные карандаши, проектор с кадрами из мультфильма и картинками, гуашь, кусочки поролона, персонаж-Карлсон.
Полилингвальный компонент: Страх-Қорқыныш-Fear,Радуга –Кемпірқосақ-Rainbow, смелость- Батылдық- Courage, друг-Дос-Friend
Ход занятия
Психолог: Здравствуйте ребята! Сегодня у нас особенный день, посмотрите к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.
(Дети здороваются на 3 языках)
Здравствуйте! Сәлеметсізбе! Good morning!
Психолог: А теперь, давайте создадим круг радости
Круг радости
Собрались все дети в круг,
Я твой друг, и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Сколько добрых лиц вокруг,
Приглашаю всех вас в круг.
Давайте за руки возьмем!
Слова любви произнесем!
Дети:
Любим, любим всех вокруг,
Как хорошо, что рядом друг!
Психолог: Ребята, когда выглядывает солнышко, вы ему радуетесь? (Ответы детей). И оно вам бесконечно радо и посылает вам теплоту своих лучей. Прикоснитесь друг другу, и скажите: «Здравствуй, солнышко!» Солнышко вас услышит, и целый день будет с вами радоваться.
Ребята, вы боитесь чего- нибудь! Какие у вас есть страхи?
(Ответы детей) - «бабайки», привидений, темноты и т.д.
Психолог: Сейчас мы отправимся в сказочную страну, где у жителей , тоже как и у вас, есть страхи. Они зовут нас, чтобы мы помогли им, избавиться от чувства страха. Ну что, вы согласны помочь им?
( ответы детей) –Да
Для того, чтобы попасть туда, нам надо пройти через это волшебное кольцо! Но до того как мы пойдем на помощь, вы на рисунке изобразите то, чего вы больше всего боитесь.
Дети выполняют задание-рисуют свои страхи на листе. 1.Упражнение «Мой страх»
Психолог предлагает детям закрыть глаза и вспомнить то, чего они очень боятся. Каждый рассказывает о своем страхе. Психолог всем своим видом показывает, что понимает ребенка и соглашается с наличием того страха.
Психолог подходит к каждому из детей, рассматривает рисунок, и спрашивает, что там нарисовано.
Психолог: Ребята, давайте пока отложим ваши рисунки и отправимся помогать жителям волшебной страны, будем вместе преодолевать страхи, которые в нас живут.
Дети проходят в сказку через волшебное кольцо.
Психолог: Дети, посмотрите, какие разные герои из сказок живут в волшебной стране. Какие они все испуганные
Психолог: Это мальчик Петя! Посмотрите на его лицо. Какое чувство он испытывает, как вы считаете? У него широко открыты глаза, рот и он вот - вот закричит…».
Ответы детей: «Это чувство страха!».
Психолог: «Давайте попытаемся изобразить его на своем лице, (Дети изображают на лице выражение страха)
Психолог: Отлично! Теперь, когда ваши мышцы расслаблены, посмотрите на лицо и попробуйте изобразить страх на своем лице. У вас хорошо получается. Молодцы!
(Слышится шум)
Психолог: Ой, ребята, это что за звуки, что за шум? Мне что- то страшно, а вам?
На экране появляется кадр из мультфильма «Возвращение Карлсона», где Карлсон переодет в «привидение»
Психолог: Ребята посмотрите это же привидение,
В этот момент в зал «влетает» персонаж «Привидение»
Психолог: Ой, ребята, смотрите да это же «привидение», которого боятся жители этой страны
Привидение: Кто посмел нарушить мой покой? А! Это вы - вкусненькие ребятишки-девчонки и мальчишки! Ну, держитесь, сейчас я прочитаю свое любимое заклинание, и вы мигом превратитесь в каких-нибудь таракашек! Начинает колдовать.
Психолог Подожди, подожди колдовать, мы пришли помочь избавится от страха.
Привидения: Помочь? Кому? мне что ли? Я никого не боюсь!
Психолог: Да не тебе, а жителям этой страны.
Привидения: Вы пришли помочь избавиться от страха, вы такие смелые? ничего не боитесь? А вы меня боитесь? (ответы детей)-Да!
Привидение: Почему?
Психолог: У тебя лицо страшное!
Приведение: А вот теперь смотрите (подставляет к лицу маску с добрым выражением лица).У меня с собой есть бесцветные маски, я хочу чтобы вы их сделали яркими и веселыми.
2.Упражнение « Маски»
Дети выполняют задание- раскрашивают маски в разные цвета
Привидения: Ребята, а вы действительно подумали, что я привидение? Нет, я одеваю этот наряд, когда нужно напугать плохих людей, которые делают нехорошие дела. Ребята, я ведь не знал, что жители моей страны меня бояться, я решил, что я больше не надену этот наряд , ведь я на самом деле добрый Карлсон (снимает с себя покрывало).
Психолог: Дети, и вправду ,это же добрый Карлсон, который живет на крыше и любит сладкое .
Карлсон : Да, я очень люблю пирожное, мороженное, варенье, все самое вкусненькое и сладенькое.
Психолог: Давай Карлсон мы угостим тебя вкусненьким.
(Дети дают Карлсону баночку меда).
Психолог: Вот мы и помогли жителям справиться со страхом, теперь они знаю, что нет никакого привидения, а есть добрый Карлсон. Нам теперь пора возвращаться в детский сад. Ребята давайте попрощаемся с Карлсоном.
Карлсон: До свидания ребята, я надеюсь что у вас теперь пропадет чувство страха, ведь нету никаких привидений. Привидения это ваша фантазия , выдумка. (Карлсон улетает)
Психолог: Ребята, вы наверное устали, давайте чуть-чуть отдохнем.
3.Релаксационное упражнение «Облака»
Музыка
Представьте себе теплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака — такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг все тихо и спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вдохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, все выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки и ножки легкие-легкие, все ваше тело становится легким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако. (Пауза — поглаживание детей.)Гладит. поглаживает. Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке. Наш полет в облаках закончен.
Нам тоже пора возвращаться.
(Дети проходят обратно через волшебное кольцо)
Психолог: Вот мы очутились в садике.
Психолог: Ребята, вот ваши рисунки, которые , вы нарисовали в начале занятия. Посмотрите на свои рисунки, теперь вы поняли, что нет никаких «бабаек» и привидений. Возьмите свои рисунки и порвите их на мелкие кусочки, сложите в пакет и мы их выбросим.
Психолог: Вы все справились со своим страхом. Сейчас мы вместе с вами, укрепим в себе, такие качества- как храбрость, смелость, отважность.
4. Радуга силы Каждый из детей подходит к доске и рисуя радугу, проговаривает вслух слова : «Я смелый», «Я сильный». Задание выполняется гуашью.
Психолог: Посмотрите ребята, какая красивая радуга получилась у нас. Она играет всеми цветами, я хочу пожелать вам, чтобы у вас никогда не было страха, чтобы ваше состояния души было таким же красочным и ярким как это радуга!
Надеюсь, что после этого занятия вас покинуло хоть чуть- чуть чувство страха, надеюсь, что и вы поняли, что не стоит бояться темноты, что всякие «бабайки» и привидения это всего лишь ваша фантазия и выдумка . А закончить наше занятие мы бы хотели стихотворением Нелли Вархушева «Я тебя больше не боюсь»
Ален: Я тебя больше не боюсь!
Ты просто воображение.
Стучишь по стеклу за окном,
По комнате ночью движенья.
Дарина: То ветки отбросили тень,
Их ветер тихонько качает,
Здесь нет никого, только я,
Но стук в тишине- он пугает,
София: Уйди из моих страшных снов,
Ты просто придуманный мною,
Со светом в постели лежу,
Накрывшись почти с головою,
Шерхан: Та тень, что ползет по стеклу,
Лишь старая ветка от клена,
Желает спокойных мне снов,
Качая листвою зеленой.
Все вместе «Я тебя больше не боюсь»